В цифровом пространстве потребления последние несколько лет идёт битва за главный ресурс — наше внимание.

В играх с помощью разных механик делают так, чтобы мы не выходили из них как можно дольше. Либо, чтобы заходили как можно чаще. Например, добавляют бонусы за выполнение ежедневных заданий, обновляют игру каждые несколько месяцев.

В музыке треки делают короче, громче и проще. Поэтому строчки из популярных песен крутятся в голове ещё неделю.

В компаниях, создающих соц.сети, целые отделы занимаются поиском методов, увеличивающих время, проводимое пользователем в сервисе. В результате в наших лентах появляются «рекомендации» — вроде как случайный контент, хотя на самом деле это не так. Контент туда добавляется для тестирования гипотез для совершенствования алгоритмов соц.сети, нацеленных на увеличение вашего времени, проводимого в соц.сети, чтобы вы оттуда не выходили. Или заходили как можно чаще.

К примеру, показывают в рекомендациях группе мужчин 30-35 лет определённый тестовый контент, а другой такой же группе мужчик в рекомендациях показывают другой контент. Дальше сравнивают результаты — какие мужчины дольше смотрели или кликали. Такой метод тестирования называется A/B-тесты.

Приложения не отстают по отжиранию внимания, им остается долбить через уведомления и в почту. Сначала спрашивают разрешение на показ уведомлений, обещают присылать только полезную информацию, например, статус заказа в маркетплейсе, но уже через неделю начинают бомбить там же рекламой, хотя ты и не заказывал ничего.

Окучивают и детей. Для детей 3+ существует приложение Ютуб Кидз. Там можно увидеть эссенцию всех методов удержания внимания 3+ — яркие мигающие цвета, очень громкие звуки, максимально простые мелодии, повторяющиеся фразы, писклявые голоса. От пятиминутного просмотра мозг отключится даже у психически стабильного взрослого, а песни в голове будут играть ещё неделю.

Всё это потому, что внимание пользователя трансформируется во время, которое он проводит в сервисе. А время трансформируется в заработанные на нас, пользователях, деньги, путём бОльшего и более точного показа рекламы.

Что делать нам в этот цифровой век, обычным пользователям, когда все вокруг мигает, отвлекает и уведомляет?

Первым шагом надо отключить все звуки на телефоне навсегда. Все звонки, уведомления. Звенеть должен только будильник.

Дальше стоит взять и навести порядок с уведомлениями своего телефона. Решить по каждому приложению — действительно ли оно должно иметь право отвлекать своими уведомлениями. Не нарушает ли приложение своими уведомлениями моё спокойствие, не отвлекает ли? Если отвлекает - сразу отключаем.

У оставшихся уведомлений отдельно отключить звуки, иначе в беззвучном режиме телефона они будут все равно отвлекать вибрацией.