Изучая множество разных тем я заметил одинаковый подход в том, как процесс обучения работает.
И сделал вывод:
Каждый человек может изучить любое знание известное человечеству.
Это смелое заявление, не так ли? Попробую объяснить логику этого умозаключения.
В сухом остатке обучение работает по следующей логике. Есть область знаний C. Чтобы понять С нужно понять её составные части (A и B) и их взаимодействие. То же самое уровнем ниже: сами A и B представляют собой область знаний и состоят из составных частей a1, a2, b1, b2, которые в свою очередь состоят из своих составных частей и так далее до самых простых составных частей, которые понятны даже ребенку.
C = (A, B) #С состоит из областей знаний A и B.
A = (a1, b2, a3) #Область знаний `A` состоит из подтем a1, b2, c3. Они требуются, что понять A.
B = (b1, a2, b3)
a1 = (x, z, y) #a1 состоит из свои подобластей и понятий.
b1 = (m, n, k)
Изучая что-то, мы поднимаемся наверх по сложности - от понимания самых простых и известных вещей до сложных и составных компонентов областей знаний.
Эта механика в упрощённом варианте представлена в играх: смешиваешь руду и огонь - получается железо. Дальше персонаж развивается смешивая железо, камень и огонь: получится плавильная печь.
На реальном примере:
Чтобы прийти к тому, что 2+2=4, нужно:
- знать цифры и операцию сложения.
- чтобы знать цифры надо уметь считать до четырёх.
- чтобы уметь считать до четырёх нужно запомнить четыре слова и как они идут друг за другом по возрастанию
- чтобы знать возрастание надо понять, что
2больше чем1
Если прочитать информацию о том, как устроена область знания C без понимания составных частей A и B, то ничего не поймешь. Ты просто не поймёшь язык объяснения. Поэтому спускаешься на изучение A и B. И только когда поймёшь их взаимосвязь, то поймёшь (изучишь) С.
Продвигаться в изучении взаимодействия составных частей помогают уточняющие вопросы и получение на них ответов.
Ответы должны подтверждаться наблюдениями в опытах. Когда понял какую-то вещь или процесс, то можешь предсказывать результаты опытов и проводить их больше не требуется.
Таким путем и происходит естественное развитие человека. Можно увидеть это у детей: они исследуют простейшие вещи, их свойства, поведение: трогая, проверяя, повторяя наблюдения и запоминая их, складывая из этого основу понимания мира, в котором они оказались.
При получении ответов из книг, статей, людей, знакомых с темой, одни слова будут попадаться сильно чаще других. Такие слова являются ключевыми и представляют собой определённую область знаний. Эти слова называются термины.
Термины представляют собой сконцентрированную в одном слове или словосочетании сжатую информацию об области знаний. Термины заменяют много простых слов, описывающих взаимодействие составных частей области. Они нужны для сокращения объяснения, для его сжимания.
Чтобы понять какие вопросы задавать для раскрытия взаимодействия составных частей области - нужно понимать и использовать термины уровня ниже - составных частей, входящих в эту область и их взаимосвязь.
А чтобы узнать, что входит в конкретную область, нужно читать или искать информацию на эту тему используя простые слова. При поиске какие-то слова будут встречаться чаще остальных.
Объяснение каждой сложной темы можно разбить на объяснение всех составных частей простыми словами. Объяснить понятными и простыми словами могут только те, кто понял тему и составные части.
Любую самую сложную штуку можно понять, разложив на составные части и объяснив их простыми словами. Такое подробное объяснение очень ценно, но слишком объёмно. Собранный в одном месте маршрут - объяснение самых простых вещей, а затем на их основе следующих понятий, и так далее до самого сложного понимания – экономит много времени на поиске, поэтому нередко такая информация, собранная в одном месте, спрятана за оплатой или хранится в лекциях и на курсах в университетах.
Так, по пирамиде вверх, от самого простого к сложному, складывается понимание любого процесса в нашем мире.
Разница между знатоком и несведущим человеком только в том, что первый знает больше составных частей, из которых складывается обсуждаемый предмет, а второй пока ещё не осознает области, входящие в конкретную тему. Несведущий человек находится на более простой ступени понимания по сравнению со знатоком. Несведущий человек пока ещё не открыл эту ветку знаний. Он может догнать знатока, потратив на это необходимое количество времени. У обоих есть мозг. Оба живут в мире с одинаковыми физическими законами. Этого достаточно для изучения неизвестной темы любому, кто этого пожелает.
У каждого человека есть только один ограничивающий фактор - это время жизни и то, на что человек решает его потратить. Успеть всё невозможно. Поэтому люди ищут ответы только на вопросы, которые считают важными для себя. А остальные вопросы оставляют другим. Объединившись, люди делают великие вещи вместе, разделяя ответственность под каждую область знаний, знакомую людям, вступившим в общее дело. Один не сделаешь больше, чем группа единомышленников.