Отснял уже больше 40 катушек, но понимать что-то начал только сейчас.
Как-то я купил черно-белую пленку, вставил её в самый простой дешевый пленочный автоматический фотоаппарат и начал снимать.
В таких дешевых фотоаппаратах «мыльницах» нет фокусировки и настроек. Только опция сфотографировать со вспышкой. В качестве объектива установлена стекляшка или пластик. Если подходить к фотографируемому объекту слишком близко, то кадр будет размыт - это ограничения дешевых фотоаппаратов.
Покупка
Потом я оказался на блошином рынке в Берлине.
Среди рядов со старыми безделушками на столах и покрывалах немцы раскладывали свои пожитки, там было много старых пленочных фотоаппаратов. Завораживала красота механизмов, тяжесть и долговечность этих изделий. Хотелось привезти себе что-нибудь серьёзное, попробовать фотографировать на фотоаппарат, который умеет размывать фон сзади объектов. Привезти трофей с блошиного рынка.
После недолгого блуждания я увидел продавца, у которого лежал пленочный фотоаппарат Canon AV-1. Этот фотоаппарат производился в Японии 1980-е годы.
Обменявшись неловкими фразами на английском с продавцом, я узнал, что он продает фотоаппарат своего друга. Взял я его за тысячу рублей на наши деньги. Подумал, что раз не дорого, то попробую фотографировать и на него.
Это, конечно, удивительно. Фотоаппарат был сделан где-то в 80-е годы и фотографирует до сих пор в 2024 году. Много ли техники мы знаем, которая работает более 40 лет?
Этот фотоаппарат не требует знания умных слов — диафрагмы, светочувствительности и выдержки. Он, можно сказать, полуавтоматический. При наведении кадра сам подстраивает как долго нужно держать диафрагму открытой в зависимости от попадаемого в объектив света.
Вот такую шкалу видишь, когда смотришь в видоискатель:
В видоискатель встроен индикатор, по показаниям которого можно понять достаточно ли света в кадре или нет. Шкала деления справа показывает сколько будет открыт затвор. При нажатии кнопки спуска наполовину стрелка прыгает на предполагаемое значение. Нужно следить, чтобы индикатор попадал на значение выше 100.
Объектив у фотоаппарата 50мм с ручным неведением фокуса. Научиться ловить фокус, чтобы получались не заблюренные расфокусированные лица, я научился только с годами. Здесь надо фокусироваться вручную, смотря в видоискатель и совмещая две половинки круга-индикатора на объекте. Долгое время я наводил фокус на глаза человека. Удачных получившихся кадров с плёнки в 36 кадров поначалу было мало. Ну, может 5-6. Потом я начал фокусироваться на носе человека и стало хорошо получаться, резко.
Это единственный объектив, который отображает лица людей так, как я их вижу в жизни своими глазами. У меня ещё есть зеркальный цифровой фотоаппарат с универсальным объективом 35-150мм, там такого эффекта я не добивался. А если сфоткать человека на айфон и посмотреть на фото — вроде он, но как будто он будет выглядеть не совсем так, как ты его видишь вблизи. Лампоголовый пришелец будет.
В айфоне в лица не влюбляешься и не хочешь обнять, а тут именно так.
Я беру его с собой в путешествия, прогулки, встречи, когда намечается увидеть что-то красивое.
Примеры
Портреты
Сохраняю как растёт дочь
Сохраняю атмосферу момента
Запоминаю путешествия
Испания:
Великий Новгород:
Псков:
Пушкинские горы:
Санкт-Петербург на карантине:
Рускеала, Лен. область:
Хранение
Отснятые плёнки я сдавал в специальные фотолаборатории, где их проявляли и затем печатали.
Для хранения пленок стал использовать конверты-сливеры, с дорожками для нарезанной пленки. Хранить пленку в роликах не так удобно, потому что со временем от просмотра в руках пленка пачкается жировыми следами и эта мини-грязь будет видна на получившихся будущих фотографиях, когда будешь печатать с пленки следующий раз.
В фото-лабораториях могут сделать индекс-принт. Это небольшая карточка размером с половину А4 или с целый лист с миниатюрами всех кадров. Это удобно для того, чтобы в будущем не крутить пленку в руках, чтобы найти определённый кадр, который хочешь напечатать. На индекс-принте кадры напечатаны сразу с номерами кадров, которые можно называть менеджеру при оформлении печати конкретного кадра.
Со временем фотокарточек накопилось очень много, они стали собираться в пачки, а поделиться ими я в интернете не мог. Только вклеить куда-нибудь или показать если гости придут. Ни загрузить никуда, ни выложить в чатики.
Сканы
Поэтому со временем я пришел к сканированию пленки вместо печати. Сдаёшь пленку, её проявляют и сканируют, потом присылают на почту файлы. Если файлы отсканированы в хорошем качестве с них тоже можно будет напечатать в будущем, хоть и с потерей качества оригинального снимка, но не настолько, чтобы это было заметно для фотографий обычного размера.
Сканировать можно по разным тарифам. Чем больше заплатишь, тем детальнее отсканируют. Самое детальное сканирование позволит получить файл такого качества, что можно будет его напечатать на большом размере без артефактов. Но это уже для профессиональных нужд. Например, если захочешь напечатать фото на формате 40х50см.
Цена кадра
Цена получившегося кадра тоже влияет на вдумчивое нажатие затвора. Цена пленки (1500₽ нынче самая обычная) плюс проявка и сканирование (500р), делим на 36 кадров, получается один кадр стоимостью где-то 55 рублей на момент лета 2024 года. При такой цене кадра (и ещё плюс таскание тяжелого аппарата с собой) не будешь щёлкать все, что увидишь — это дорого.
Многие лаборатории принимают пленки по обычной почте. Отправляют потом тебе файлы в ответ. А в ковид, когда всё было закрыто, лаборатории располагали около входа ящик, куда можно было опустить пленку со своим идентификатором. Бесконтактная передача пленки в лабораторию.
Каждая модель плёнки отличается своей цветопередачей, каким тоном получается кожа, контрастностью, зернистостью. Ради того, чтобы воспроизвести цветопередачу определённой плёнки люди даже создают специальные программные фильтры для фотографий, сделанных не цифровые фотоаппараты.
Со временем я стал покупать разные пленки и смотреть чем они отличаются. Почему одна стоит одну цену, а другая в три раза дороже? Пробовал цветные и чёрно-белые.
Снимки на пленку сохраняют изображения момента с дополнительными «специями»: добавляют объём, вайб, температуру, цвет.
Фотографии атмосферные, их мало. Более ценен каждый кадр.
Чем сложнее производство тем выше ценность конечного продукта.
С айфона фоткаешь много, но не пересматриваешь с такими эмоциями. А коробку с плёночными фотографиями всегда перебираешь с радостью и ностальгией. Их запоминаешь навсегда.