Доступ к чистым файлам
В школе мы ходили друг к другу в гости с жёстким диском, чтобы обменяться чем-нибудь новым друг с другом. Таким простым способом распространялся контент — фильмы, музыка, игры и программы.
Этот пост входит в серию постов, под тегом Кибер-крестьянство.
Мы садились с другом перед его монитором и он показывал свою коллекцию и спрашивал — чего тебе записать? Прыгая по папкам выбирался контент для закачки себе, потом друг смотрел что есть интересного у тебя. Потом вы ставили копирование и шли пить чай. Если ты хотел показать фотографии после отпуска, то показывал их из своей папки на диске, просто на экране монитора.
Файлы были у нас перед глазами и мы могли открывать их чем хотим. Они не были спрятаны.
В случае музыкальных файлов, их можно было открыть либо одной программой, либо другой. Конкуренция происходила среди самих программ-проигрывателей музыки. У одной были крутые визуализации, у другой — отображение всей библиотеки.
В случае фильмов и видео-файлов было так же. Был доступ к файлу с фильмом. Егоможно было открыть в любой программе видео-плеере, которая тебе нравилась.
Файлы становятся доступными в сетях
Потом пришёл интернет и локальные сети. Сначала интернет был редкий и дорогой. В интернет нельзя было выйти надолго, только на несколько часов.
Стянуть контент из интернета было долго и дорого — приходилось платить за время пока ты соединен с интернетом.
Провайдеры стали развивать локальные ресурсы, за которые не нужно было платить, появились районные серверы. Доступ на них выдавался сразу при подключении к провайдеру — и на местный форум и на сервер DC++, который автоматизировал такой обмен с друзьями и остальными участниками сети. Можно было сидя за компьютером прыгать по папкам других пользователей, которыми они решили поделиться. Даже пользоваться поиском.
Было негласное соревнование между участниками — кто расшарит больше контента. Все новинки фильмов смотрелись и открывались всеми как только их выкладывал кто-то из участников. На таких серверах и форумах было общение. Все знали друг друга по никам и часто в реале.
К другу уже можно было не ходить, а разрешить ему просматривать твою коллекцию на удалении.
А потом наступила эра интернета на высоких скоростях и потребность в локальных серверах у местного провайдера отпала. Зачем делиться файлами на районе, если скорость скачивания из интернета стала такой же быстрой как скорость скачивания по сети. Все местные форумы и локальные районные серверы исчезли за ненадобностью. Исчезло и сопутствующее общение.
Мы стали прекрасно соединены глобально, но потеряли местную связь.
Продажа защищённых файлов
С приходом высоких скоростей интернета и глобальной связи всего со всеми, подтянулся финансовый сектор, который обеспечил трансграничные платежи. Появился новый глобальный рынок — миллиарды домашних пользователей с деньгами были открыты для цифровых корпораций, расстояния больше не имели значения. Купить что-то цифровое стало возможным с любой точки земного шара где есть интернет. За доставку контента платить не надо — цифровое распространение стоит ровно ничего. Скорость позволяет доставлять контент быстро.
И, о-о да, корпорации не упустили эту возможность. Благодаря своему размеру и финансовым возможностям они стали захватывать куски рынка как тоддлеры куски пиццы на дне рождения.
Они начали продавать пользователям контент, который раньше был доступен бесплатно. Речь все ещё про фильмы, музыку и игры. Но в купленный контент уже была встроена защита — проиграть файл можно было только на своём устройстве, нельзя было поделиться с другом. Друг хочет такой же фильм? Пусть идет в сервис и берёт его себе.
Теперь контент можно было ещё и купить. Найти его в виде чистых файлов становилось все сложнее.
Устранение площадок раздачи чистых файлов
Приучить пользователей платить за музыку и фильмы при таком большом количестве доступных ресурсов, где можно все это скачать бесплатно, было не просто. Надо было избавиться от ресурсов, где можно скачать музыку бесплатно.
Поэтому корпорации начали лоббировать важность защиты авторского права. Дальше это перешло в юридическую плоскость, были приняты законы, и появились легальные основания для устранения ресурсов, которые позволяли скачать тот самый чистый исходный файл с контентом без встроенной защиты.
Хакерские группы, занимающиеся устранением защиты в программах, были посажены, а ресурсы, где они распространялись, закрывались.
Хранение каталога внутри корпораций
Дальнейшее увеличение и доступность интернета, автоматизация развёртывания серверных мощностей, появление персонального устройства в кармане каждого человека — создали благоприятную почву для переезда всего контента на серверы корпораций. Музыка, фильмы, фото, программы, игры — все стало храниться у них. Лишить пользователя файлов с контентом, а когда он хочет что-то посмотреть или поиграть, то просто включать ему воспроизведение — хитрая идея, которая сначала пришла в музыку, потом в фильмы и постепенно приходит в игры.
Под видом удобства и красивой обёртки с нас стали брать плату за доступ к этой информации, к тем каталогам информации, которая когда-то хранилась у пользователей. На ежемесячной основе. Другими словами разрешили смотреть каталоги с контентом за деньги. А если не платишь, то доступа к контенту не получишь.
Программы тоже не отставали. Основной функционал и ядро которых теперь работают не у пользователей на компьютере, а на серверах у дяди Сэма. А с нас стали брать доступ за возможность иметь доступ к программе. Раньше ты покупал программу и пользовался ею всю жизнь, а теперь должен платить каждый месяц. Если перестаёшь платить, то доступ к программе прекращается.
Нет конкуренции
Когда контент оказался внутри корпораций, то и инновации остановились. Какие фичи появились в стриминге за последние пять лет? Никаких. Вся конкуренция между корпорациями стала происходить за то, кто лучше удержит пользователей на своём сервисе.
На устойчивое развитие работает пресловутая честная западная конкуренция: крупные игроки просто скупают конкурентов при их появлении на горизонте. Те команды, которые не захотят продаваться, завлекут обещанием развития и настоящей независимостью под крылом большой компании. Обычно после поглощения команду разгоняют, становясь владельцами алгоритмов, а дальше делают их частью своего основного продукта, который разрабатывала корпорация-покупатель, технически и юридически.
Если мы говорим про музыку, то все лайки, которые вы ставите и пополняете треками свою виртуальную библиотеку, сохраняются только там, в сервисе. Музыка вам не принадлежит, треки могут в любой момент исчезнуть. Но если вы начали пользоваться музыкальным сервисом и пользуетесь им… Чем активнее пользуетесь, тем сложнее будет оттуда потом смигрировать. И таким образом мы превращаемся в кибер-крестьян, которыми владеют кибер-феодалы.
То же самое с приложениями для заметок. Мало какие из них позволяют хранить свои заметки в виде локальных файлов. И когда ты начинаешь каким-то сервисом пользоваться, выйти из него в долгосрочной перспективе будет все сложнее. Никто не знает, в какую сторону будет развиваться сервис, которым вы пользуетесь. И поэтому, когда ты пишешь заметки в каком-нибудь Apple Notes, который доступен только на айфонах, то попадаешь в такое с виду красивое и удобное, но всё же рабство. В результате мы в цифровом загоне, и с нас берут оброк - мы должны платить денюжку за айфон всю жизнь, ведь у нас там уже находятся фотки и музыка и заметки. Просто так на Андроид уже не уйдешь.
А взять, к примеру, пароли? Корпорации придумали, что если предложить хранить ваши пароли у себя, то вы не уйдёте с их продукта. Поэтому мы видим хранение паролей в браузерах, предложение хранить пароли в специальных приложениях, входящих в систему телефона или компьютера.
Или возьмём, к примеру, сервисы, предоставляющие доступ к каталогам фильмов и сериалов. Какой-то фильм есть в одном сервисе, какой-то новый сериал есть в другом онлайн-кинотеатре. То есть нет всех фильмов в одном даже месте. В результате должен платить за несколько сервисов, если хочешь смотреть всё, что пожелаешь. В результате, ты оказываешься в ситуации, когда ты платишь за все сервисы, ничего тебе по итогу не принадлежит и ничего ты не контролируешь, никаких данных у тебя нет и перестать это делать ты не можешь, потому что, чтобы это всё забрать тебе надо заплатить своим временем и придумать как вытащить заметки, перенести пароли, фотки, библиотеку лайков. Обычный пользователь не будет этого делать. На это и расчёт.
Компании, предоставляющие цифровые сервисы для пользователей, загнали нас в свои кибер-поместья. А мы, кибер-крестьяне — самостоятельно продались в цифровое рабство за удобство и сэкономленное время, да ещё и платим оброк — подписки. Сбежать почти невозможно, только если у тебя много времени и технических знаний.
Выгрузить данные из сервисов не дают, либо если это удаётся, то это будут данные в формате, который в другой программе не открыть, либо с утерей части полезной информации.